"Единство цели Христиан"
|
Юбилейная шахматная композиция, созданная к 2000 -
летию от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Автор-Уралова Елена
Вячеславовна
|
|
|
"Итак Сам Господь даст вам знамение :се , Дева во чреве
приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил."[Ис.7:14] |
И Он пришел -Сын Человеческий , чтобы искупить
грехи людей.
|
- А в грехах стал погрязать род людской с того момента, когда
Ева "... взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему,
и он ел."[Быт.3:6.]-с этой сцены начинается на
первой половине шахматной доски
изображение сюжетов, характеризующих грехопадения и искупления
грехов человечеством.
За основу взят "Ветхий Завет"(предшественник"Нового
Завета").Выбор сюжетов характеризуется авторским подходом и спецификой
резьбы по дереву.
- Братоубийство."... ,восстал Каин на Авеля ,брата своего,
и убил его." [Быт.4:8.]
- Поклонение людей идолам."...И скакали они у жертвенника,
который сделали."
[3-я царств. 18:26]
- Приношение людей в жертвы языческим богам."6 И раскаялся
Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем." [Быт.6:6.]
- В центе этой половины доски изображен Ноев ковчег, носимый волнами
бушующей стихии. "23 Истребилось всякое существо, которое
было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,
все истребилось с земли: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге."
[Быт.7:23.].
- Моисей, разбивающий скрижали с заповедями.
"19 Когда же он приблизился к стану , и увидел тельца и пляски
, тогда он воспла менился гневом и бросил из рук своих скрижали, и разбил
их под горою." [Исх.32:19.].
- Медный змей на знамени и стоящий рядом Моисей
"8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его
на знамя, и ужаленный, взглянув
на него, останется жив ." [Числа.21:8.].
- Воин- захватчик изображен на фоне древних городов. Это символизирует
то, что народы на-рушают завет с Богом и погружаются в войны, разврат
." 9 И сжег дом Господень и дом царя; и все домы в Иерусалиме,
все домы большие сожег огнем;" [4-я царств25:8, 9]
На этом заканчивается изображение сюжетов на первой половине
доски, символизирующее эпоху до рождения Христоса.
На второй половине доски вырезаны:
|
- Родившийся Младенец и склонившиеся над Ним Мария и Иосиф. ⌠
Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос
Господь; ⌠[Лук.2:11]
Младенца нарекли Иисус.
"Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет
людей Своих от грехов их." [ Мат.1:21]
- Выше в овале представлено изображение Марии и Младенца Иисуса.
- "Нагорная проповедь" является центральным сюжетом этой половины
доски. Сидящий под деревом Иисус, ведущий беседу с учениками и народом,
символизирует желание Иисуса довести сущность своего учения до каждого
человека и наставить его на путь истинный .
"Увидев народ ,Он взошел на гору ;и когда сел, приступили
к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:" [ Мат.5:1,2]
|
|
С двух сторон от барельефа "Нагорная проповедь"
вырезаны:
- Святой Георгий, борющийся с драконом.
|
|
|
- Заканчивается вторая половина доски изображением Голгофы, палачей и
народа, присутствующего при мучениях Иисуса ." С Ним распяли двух разбойников,
одного по правую, а другого по левую сторону Его." [Марк.15:27]
|
- Рядом и выше в овале изображен распятый на кресте
Спаситель. " Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои
предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух." [ Лук.23: 46].
|
На рассвете первого дня недели женщины пришли посмотреть гроб с Иисусом
. |
" 6 Его нет здесь: Он воскрес, как
сказал; подойдите, посмотрите место , где лежал Господь,
7 И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет
вас в Галилее: там Его увидите; вот ,я сказал вам." [ Мат.28:6,7] |
Женщины пошли и сказали его ученикам. |
"16 Одиннадцать же учеников пошли
в Галилею, на гору , куда повелел им Иисус,
17 И, увидевши Его, поклонились Ему ; а иные усумнились.
18 И приблизившись Иисус сказал им : дана Мне всякая власть на небе и на
земле :
19 Итак идите , научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и святого
духа,
20 Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до
скончания века. Аминь."
[ Мат.28:16--20] |
И ученики Его стали ходить по всему миру и проповедовать христианство
[Деяния.]
Медленно но верно учение Иисуса завоевывало сердца и души
людские[5]. Христиане подвергались страшным гонениям[Деяния-21- 27] ;[5];[6].Христианство
распространяется в Малой Азии в Европе- как на Восток таки на Запад [5];[6].
Однако уже среди пер- вых продолжателей дела Иисуса не было единодушия
в трактовании учения Христа. [Ап . Павел: посл. к Галатам1:6-9, 1-е посл.
к Коринфянам 1:11-13];[6].И в дальнейшем разногласия продолжались. Дошло
до того, что император Константин созвал Вселенский Собор в Никее ( около
Византии, 325г.) с целью примирения двух сторон .[5]"В 330 г. император
Константин сделал Византию своей резиденцией.И с того времени Византия
стала называться Константинополем. Это событие имело важные последствия
для дальнейших судеб христианства. Компенсацией для римской христианской
общины было строительство в Вечном городе по приказу императора несколько
базилик (соборов), в частности собора Св. Петра на Ватиканском холме,..."
[5 стр.37]. Расхождение двух ветвей продолжалось все дальше и дальше. Примеров
этому предостаточно : Вселенский собор в Сердике( София)-343г. Вселенские
соборы в Константинополе 381г., 533г.,680 г., 691г.,869 г. [5] Наступил
1054 год .Очередное противостояние между Константинополем и Римом .⌠ Дело
кончилось взаимным проклятием и отлучением, что словно печатью скрепило
окончательный раскол между великими христианскими общностями- западной
и восточной, или православием.⌠ [5 стр.105]...
ПРОШЛИ ВЕКА...
Католическая и православная ветви христианства разрослись и укрепились.Можно
сравнить христианство с птицей, летящей в "океане человечества"- его страстей,
наклонностей, пороков, характеров. А католицизм и православие - словно
два крыла этой птицы.Посмотрите на птиц небесных-они парят в воздухе, опираясь
на два крыла. И нет у птиц трех и более крыльев.Отрежьте одно крыло и птица
не сможет летать; свяжите их вместе и она не взлетит с земли. Если два
крыла будут конфликтовать во время полета, топтица также упадет.В настоящее
время катастрофически быстро расширяются и углубляются коммуникационные,
информацион- ные и др. взаимосвязи между людьми, городами, странами, континентами.
И это можно сравнить с разогреванием ( то есть увели- чивается подвижность)
этого "океана человечества", и он становится более "газообразен". Если
еще полстолетия тому назад этот "океане человечества" по подвижности можно
было сравнить с жидкостью, то в настоящее это сравнимо с газовой средой.
И поэтому христианство в "океане человечества"- должно быть более подвижным,
более маневренным , но и не терять своего истинного пред- назначения. А
его "крылья" не должны быть связаны, как по отдельности, так и вместе;
они не должны между собой конфликтовать. |
Католицизм и православие, как крылья птицы, равноправны
в этом
полете -"Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким
дерзновением невозбранно."[Деян. 28:31] .
|
Описание шахматных фигур.
Именно идея единства (
но не слияния) двух великих ветвей христианства (его "крыльев")
-католицизма и православия лежит в основе шахматной композиции "Единство
цели Христиан". Шахматные фигуры выполнены двух оттенков : желтый - цвет
памяти Иисуса Христа, пророков , апостолов святителей ; фиолетовый -цвет
памяти о Кресте Господнем.
- Король- царь православных государств - символ
народов земель Восточной Европы.
- Ферзь-царица восточных земель- символ жизни и
продолжения
рода людского на этих землях.
- Слон- Патриарх
Русской право-
славной церкви.
- Слон - католический епископ со священным
писанием в руке.
- Кони - драконы, каждого из которо-
го оседлал богатырь. Они-символы борьбы Св. Георгия со змеем.
- Ладьи -. деревянные терема , окруженные тыном
- символ восточных поселений.
- Пешки (5 шт.)- православные монахи. .Одни смиренно
сложили ═руки в молитве. Кто-то произносит молитвы, прижав к груди книгу,
другой читает Книгу священного писания, третий крестится, произнося
слова молитвы.
- Пешки (3 шт.) - католические монахи. Один молится,
перебирая четки; другой смиренно сложил руки в молитве; третий произносит
молитвы, прижав к груди книгу.
|
- Король- король западных госу-
дарств символ народов
земель Западной Европы.
- Ферзь-королева западных государств-символ жизни
и продол-
жения рода людского на этих землях.
- Слон- Папа-
глава Римской
католической церкви .
- Слон- православный митрополит
со священным писанием в руке.
- Кони- драконы, каждого из кото-
рого оседлал римский воин .Эти кони- символ борьбы Св. Георгия
со змеем.
- Ладьи- Каменные замки в центре поселений и городов
в Западной Европе.
- Пешки (5 шт.)- католические мо-
нахи. Одни смиренно сложили
руки в молитве, другой читает
Книгу священного писания, тре-
тий перебирает четки. А один произносит молитвы, прижав
к груди книгу.
- Пешки (3 шт.) - православные мо-
нахи,. один читает Книгу священ-
ного писания, другие разговари-
вают с Всевышним в молитве.
|
|
Когда доска закрыта ,то та половина доски,
где изображены барельефы по мотивам "Ветхого Завета- до рождения Сына
Человеческого оказывается внизу, а в развернутом состоянии на доске отдельными
сюжетами изображается жизненный путь человечества от момента первого грехопадения
до тяжких страданий Иисуса за все грехи рода людского.
Каждый сюжет на доске просматривается через окружающую его листву,
символ жизни на земле, как сквозь призму тысячелетий.
Крючки, соединяющие обе половины закрытой доски, изображают медного
змея на знамени. |
"И как Моисей вознес змию в пустыне,
так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 Дабы, всякий верующий в Него , не погиб, но имел жизнь вечную." [Иоан.3:14,15]
|
Заключение.
Тема "Единство цели Христиан⌠(автор- Уралова Елена Вячеславовна)
впервые отражена в шахматной композиции, поэтому она, возможно, вызовет
различные толкования. Просим помнить, что автор, создавая эту работу, руководствовался
только добрыми намерениями. Шахматы здесь служат как средство для выражения темы. Это не
игровые шахматы, а юбилейные. Но, а если этими шахматами
сыграют первую символическую партию главы католической и православной церквей,
то от этого бы выиграли все народы нашей многострадальной планеты.
А если кто-то все же заподозрит нас в недобром , то пусть при этом вспомнит
: " А язык укротить никто из людей не может это - неудержимое
зло;.... 10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно,
братия мои, сему так быть. "[ Соб. посл. ап. Иакова" 3:8-10.]
Работа завершена в августе месяце 1999 года от РХ. Ураловы.
|
Основная литература:
1.Книги священного писания ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА.Канонические, в русском с переводе,
с параллельными местами. Объединенные библейские общества. Перепечатано
с синодального издания. Rus- sian Bible,United Bible Societies
1992 -80M-073.
2.Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедiя. Трудъ в изданиiе
архимандрита Никифора. М. 1891.Репринтное из- дание,Издательский центр"Терра" М. 1991.
3.БИБЛИЯ, пересказанная детям старшего возраста .С.-Петербург,
1991г. Отпечатано по изданию 1906г.БИБЛИЯ в иллюстрациях с библейскими
текстами по синодальному переводу.
4.Гравюры на дереве Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. 1991г. Изд. "Свет на Востоке" для Объединенных библейских
обществ. United Bible Societies 1992 -100M-483P.
5.Ян Веруш Ковальский" Папы и папство".Перевод с польского Т.Трифоновой. Изд." Политической
литературы",М.,1991 г. И.С.
6.Свенцицкая ⌠От общины к церкви."(О формировании христианской церкви).
Изд."Политической литературы" , М.,1985 г.
7.Энциклопедический словарь. В трех томах Гл. редактор Б.А. Введенский . Изд. "Большая советская
энциклопедия" М. 1955г.
|
|
|
|
|